ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» УТВЕРЖДЕНА ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 01.12.2015 № 1297
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 - 2021 ГОДЫ (1 этап) на 2022-2030 ГОДЫ (2 этап)».
Предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в сферах
жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод.
В МБОУ "СШ №13 им Э.Д. Балтина":
- Наличие специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в ОУ не имеется.
При поступлении в школу ребенка с ОВЗ или ребенка – инвалида будут созданы необходимые условия для организации образовательного процесса с
детьми – инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости развивающая среда ОУ будет обновляться с учетом потребностей детей с ОВЗ, детей – инвалидов - Не имеется объектов для проведения практических занятий, приспособленных для детей-инвалидов и лиц с оганиченными возможностями.
- Имеется библиотека, располагающаяся на 1 этаже здания, к которой обеспечен беспрепятственный досту.
- Нет специальных объектов спорта, приспособленных для использования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ.
- Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К
средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме
наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно
мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические
символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд
условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее
следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально
продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с
содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать
самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций
предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для
хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или
организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учитель выбирает позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения
воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектомсвязана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя иобучающегося, индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на
качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
в) классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе
обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя,
его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе. Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; ж) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; з) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в
начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть
воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль
ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4)
совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и
«сорадованием» их успехам. - Имеется ПАСПОРТ доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования.
-
Бесплатным питанием (завтрак и обед) за счет средств бюджета города Смоленска в 2022-2023 учебном году обеспечиваются: завтрак (до 50 рублей) обучающиеся 1-11 классов, относящиеся к следующим категориям: обучающиеся с ОВЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды; обед (до 66,45 рублей) обучающиеся 1-11 классов, относящиеся к следующим категориям: обучающиеся из малоимущих семей, обучающиеся с ОВЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды.
- В ОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в
том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Вся работа школы строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13:
-проводится ежедневно термометрия;
-организовано динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием обучающихся, в том числе инвалидов и
лиц с ОВЗ.
Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
-при создании условий образовательной деятельности в ОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности
ребенка-инвалида;
-обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;
-повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;
-корректировка времени для выполнения заданий;
-снижение темповых нагрузок;
-стимулирующая помощь взрослого;
-чередование видов деятельности;
-снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;
-условия для двигательной активности ребенка;
-подбор специального дидактического материала и т. п.
- обеспечен доступ к сети Интернет (в библиотеке);
-на официальном сайте ОУ имеется версия для слабовидящих. - Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется на основе ПОЛОЖЕНИЕ о порядке доступа педагогов к информационно-телекоммуникационнымсетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам.
- Имеется доступ к электронным образовательным ресурсам:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Ссылка: http://school-collection.edu.ru/
Электронно-библиотечная система IPRbooks
Ссылка: http://www.iprbookshop.ru/special/
- Имеются лупы увеличительные, а также ксерокс с возможностью увеличения размера шрифта.
- Не имеется общежития, интерната.
- Нет жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.